Четверг, 02.05.2024, 02:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Block title
Поиск
Главная » 2009 » Сентябрь » 16 » Курсовая Методы изучения эмпатийных способностей
00:57
Курсовая Методы изучения эмпатийных способностей

Оглавление 
Введение. 3
1. Генезис и становление эмпатии как одного из методов исследований. 5
1.1 Понятие эмпатии и его многогранность. 5
1.2 Соотношение эмпатии и эдентификации личности. 7
1.3 От теории к лабораторному эксперименту. 11
2. Методики диагностики эмпатии. 20
2.1 Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну. 20
Выводы.. 25
Список использованной литературы.. 27


Введение


Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов (К. Роджер, Дж. Иган). 
Психологический взгляд на проявление эмпатии раскрыт в работах отечественных и зарубежных психологов. Эмпатия исследуется как процесс взаимодействия мыслительных и эмоциональных сторон личности (И. Атватер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.Н. Джрназян, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова, Н.И. Саржвеладзе, А.Б. Орлов, М. А. Хазанов), а также как профессиональное качество (С. Б. Борисенко, Р.Б. Карамуратова, Г.Ф. Михальченко, О.И. Цветкова). Экспериментальные методы изучения эмпатийных свойств личности раскрыты в работах В.В. Бойко, С. Б. Борисенко, А. Мехрабиана, И. М. Юсупова.
Наукой накоплена определенная сумма знаний, необходимых для частичного решения исследуемой проблемы. В последнее время ученых привлекают проблемы, связанные с разработкой методики обучения будущих специалистов-переводчиков. Различные аспекты теории коммуникативного подхода в преподавании дисциплин языкового цикла представлены в работах Л.И. Бим, М.Л. Вайсбурда, Н.И. Гез, Е.И. Пассова и др. Теоретическим и практическим аспектам обучения иностранному языку посвящены работы Г.В. Роговой, Г.А. Китайгородской, Е.С. Маслыко, И. С. Якиманской и др.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы: Методы изучения эмпативных способностей, не вызывает сомнения.
Целью данной работы было: рассмотреть генезис и становление эмпатии как одного из методов исследования.
На основании темы были поставлены следующие задачи. Рассмотреть: 
· Понятие эмпатии и его многогранность 
· Соотношение эмпатии и эдентификации личности
· Динамику от теории к лабораторному эксперименту 
· Методики диагностики эмпатии
· Диагностику эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
Общий объем работы составляет 28 листов. Библиографический список включает 27 наименований, из них – 19 иностранных. 

1. Генезис и становление эмпатии как одного из методов исследований

1.1 Понятие эмпатии и его многогранность


Многогранность понятия «эмпатия» включает в себя основные значения:
– способность или свойство личности (характеристика человека);
– психический процесс, позволяющий человеку понять и принять переживания другого; 
– деятельность человека, которая позволяет особым способом строить общение с другим человеком (эмпатия как особый вид внимания к другому человеку).
Изучение эмпатии открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Особую значимость имеют научные труды, рассматривающие данную проблему в человеческой деятельности, а именно: как профессиональное качество, обеспечивающее успешность межличностного взаимодействия. По мнению ученых таких, как Ф.А Ахмедшина, С. Б. Борисенко, Р.Б. Карамуратова, Г.Ф. Михальченко, А. В. Тимохина, О.И. Цветкова, эмпатия проявляется в ситуациях диалогического общения и взаимодействия, являясь одним из регуляторов взаимоотношений людей и обладает влиянием на нравственное становление личности.
Формы эмпатии могут быть представлены как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Высшая форма эмпатии – это сочувствие, сопереживание, проявляющиеся в основном по отношению к самым близким людям. Разные ее формы (простая - заражение), сложная (ситуативные переживания) проявляются в общении с собеседниками в любых ситуациях. 
Эмпатия не может носить только эмоциональный характер, к аффективному присоединяется когнитивный элемент (К. Роджерс). В этой связи эмпатическое понимание рассматривается как интерперсональная феноменологическая форма знания. В рамках данного подхода познание другой личности, прогнозирование ее поведения и понимание внутреннего мира другого человека, а также познание самого себя рассматриваются как необходимые условия для общения и межличностного взаимодействия. Таким образом, уровень эмпатийной способности личности отображает степень межличностного восприятия.
Данная научная парадигма определяет особую роль исследования и диагностики эмпатийных способностей личности (В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, А. Мехрабиан, И.М. Юсупов). Теоретическим концептом данных методик является феномен склонности человека к сопереживанию как потенциальный эмоциональный отклик на социальные явления и как процесс понимания переживаний другой личности. По мнению ученых, определение уровня эмпатийной способности личности является важным показателем ее умения владеть навыками профессионального общения. И.М. Юсупов определил пять уровней эмпатийной способности: самый высокий уровень характеризует личность как болезненно воспринимающую чужие проблемы, очень ранимую и впечатлительную. Самому низкому уровню соответствует личность безразличная, равнодушная и эгоистичная, с трудом вступающая в межличностный контакт в процессе коммуникации.[1]
Эмпатия возникает и проявляется в общении (М. Андреева, В.А. Артемов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Б.В. Беляев, М.С. Каган, Б.В. Ломов, В.Н. Мясищев, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), образуя процесс межличностного взаимодействия, основу которого составляет степень вчувственности в проблемы собеседника. Человек, вступая в эмпатийное общение, в том числе в процессе обучения иностранному языку, реализует информационно-коммуникативную, перцептивно-коммуникативную, интеракционно-коммуникативную функции, в результате чего происходит взаимосвязь между поведением, накопленным опытом и чувствами участника коммуникации.[2]

1.2 Соотношение эмпатии и идентификации личности


С начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной психологии, этот феномен постоянно исследовался с позиции различных теории личности. В ходе этих исследовании были созданы методики, раскрывающие те или иные стороны идентификации. Под идентификацией понимается переживание индивидом своей тождественности другому человеку, вследствие чего индивид присваивает какие-либо характеристики объекта идентификации. Советские психологи также обратились к этому понятию; в настоящее время в советской психологии идентификация рассматривается как важный механизм, опосредствующий развитие личности в онтогенезе. Например, согласно концепции В.С. Мухиной, идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания.[3] Изучение идентификации открывает возможности для более эффективного воздействия на личность, так как предполагает овладение методами изменения позиции индивида, что, по мнению А.Г. Асмолова, «может оказать существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у человека способности сопереживать другим людям».[4] Однако эмпирические исследования в этой области сопряжены со значительными трудностями методического характера, осложняющимися необходимостью дифференциации идентификации, подражания, эмпатии и других близких ей процессов.
В основном эмпирические работы по идентификации ведутся учеными необихевиористских и экзистенциалистско-феноменологических ориентации. Анализу методов, использованных в этих работах, посвящена наша статья. Психологов этих ориентации отличает редукционистский подход к идентификации как к механизму, репродуцирующему прежде всего наблюдаемые стороны ролевого поведения вследствие наличия прагматического мотива выгоды.[5] [6] [7] [8] [9]

Список использованной литературы


1. Bandura A. Social-learning theory of identificatory processes // Goslin D. A. (ed.) Handbook of socialization theory and research. Chicago, 1969. 
2. Bannister D., Maier J. М. The evaluation of personal constructs. L., 1968.
3. Beier E. G., Rafzeburg F. The parental identification of male and female college students // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1953. V. 48. 
4. Bronfenbrenner U. The study of identification through interpersonal perception // Tajiuri R., Petrullo I. (eds.) Person, perception and interpersonal behavior. Stanford, 1958. 
5. Giles P. G., Rychlak J. F. The validity of role construct repertory test as a measure of sexual identification // J. Project. Tech. 1965. V. 29. 
6. Gray S. W. Perceived similarity to parents and adjustment // Child Dev. 1959. V. 30. 
7. Gray S. X, Klaus R. The assessment of parental identification // Genet. Psychol. Monogr. 1956. V. 54. 
8. Heilbrun A. B. The measurement of identification // Child Devel. 1965. V. 36. 
9. Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. V. 65. 
10. Kagan J., Philips W. Measurement of identification: A methodological note // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1964. V. 69. 
11. Lazowick L. On the nature of identification // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1955. V. 51. P. 
12. Maccoby E. E. The taking of adult roles in middle childhood // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1961. V. 3. 
13. Maccoby E. E., Wilson W. C. Identification and observational learning from films // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1957. V. 55. 
14. Mowrer О. Н. Learning theory and personality dynamics. N. Y., 1950. 776 p.
15. Ryle A. Frames and cages. The repertory grid approach to human understanding. Sussex, 1975. 
16. Ryle A., Lunghi M. Parental and sex-role identification of students measured with a repertory grid technique // Brit. J. Soc. Clin. Psychol. 1972. V. 11. 
17. Sears R. R. Identification as a form of behavioral development // Harris D. B. (ed.) The concept of development. Minneapolis, 1957. 
18. Sears R. R., Rau L., Alpert R. Identification and child rearing. Stanford, 1965. 
19. Sopchak A. L. Parental "identification" and "tendency toward disorders" as measured by the MMPI // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1952. V. 47. 
20. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
21. Мухина В. С. Социальное развитие личности // Начальное образование. 1978. № 1
22. Сапига Е. В. Развитие эмпатийных умений у студентов-переводчиков в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Майкоп, 2006
23. Сапига, Е.В. Формирование эмпатии в процессе обучения иноязычной речи /Е.В. Сапига // Межкультурная коммуникация: теория и практика обучения: Материалы региональной научно-практической конференции. – Нальчик, 2005.
24. Шмелев А. Г. Многомерный статистический анализ в межкультурных дифференциально психологических исследованиях субъективного лексикона // Статистические методы в общественных науках. М., 1982. 


[1] Сапига, Е.В. Формирование эмпатии в процессе обучения иноязычной речи /Е.В. Сапига // Межкультурная коммуникация: теория и практика обучения: Материалы региональной научно-практической конференции. – Нальчик, 2005. – С. 34 – 38.
[2] Сапига Е. В. Развитие эмпатийных умений у студентов-переводчиков в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Майкоп, 2006
[3] Мухина В. С. Социальное развитие личности // Начальное образование. 1978. № 1. С. 28—35 (на болг. яз.).
[4] Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с. С. 92
[5] Bandura A. Social-learning theory of identificatory processes // Goslin D. A. (ed.) Handbook of socialization theory and research. Chicago, 1969. P. 213—262.
[6] Maccoby E. E. The taking of adult roles in middle childhood // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1961. V. 3. P. 493—503.
[7] Maccoby E. E., Wilson W. C. Identification and observational learning from films // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1957. V. 55. P. 76—87.
[8] Sears R. R. Identification as a form of behavioral development // Harris D. B. (ed.) The concept of development. Minneapolis, 1957. P. 149—161.
[9] Sears R. R., Rau L., Alpert R. Identification and child rearing. Stanford, 1965. 383 p.

http://referater.ru/works/70/1036.html
Просмотров: 4309 | Добавил: svet_angela | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024