*** "Текущий разговор заставил обратить внимание на такую штуку. С одной
стороны эмпатия - совершенно иррациональный феномен, резонанс людских
переживаний, имеющий непонятные корни, обнажающий тайные связи и
вызывающий священный трепет. А игры с этим чувством, в том числе в
связи с профессиональной необходимостью, как справедливо писал Eis
(http://forum.neuroscience.ru/showpost.php?p=29350&postcount=13),
несут весьма разрушительные последствия. Упомянуты актеры, добавлю, что
частота суицидов среди врачей и адвокатов примерно втрое выше, чем в
среднем. Так, в США частота самоубийств среди врачей варьирует в
диапазоне 28-40 (психиатры – 70) на 100000, в то время как для общей
популяции, самоубийц 12,3 на 100000 (цифры отсюда)
(http://www.pobedish.ru/main/prevent?id=98).
Тему удачно обыграл Станислав Лем, придумав «Альтруизин» - препарат
вызывающий мощную эмпатию у всех ко всем и обрисовав кошмарные
результаты его применения.
А с другой стороны признано, эмпатия штука совершенно необходимая для
эффективности многих видов профессиональной деятельности. Кроме
помянутых, тут тренеры, педагоги, психологи, кадровики, вообще
руководители, PR-менеджеры и пр. И вот ведь, у людей не возникает
вопроса, а не врожденная ли эта штука - эмпатия. Не можешь научим, не
хочешь заставим. Методики развития эмпатического общения сплошь и рядом
включают в курс подготовки педагогов и психологов. Видимо, имеется
ввиду, коли пошел в педагоги – врожденный эмпат. Вот, например,
методичка «Психологическая технология развития эффективного
эмпатического общения»
(http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=4838) для студентов
психологов Тамбовского Гос. Университета. Или вот, диссертация
«Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом
вузе» (http://planetadisser.com/see/dis_248179.html) . Это раньше,
розги, горох, а теперь -
Эмпатия является стержнем, вокруг которого должна строиться
профессиональная подготовка будущих педагогов…. Педагог своей активной
высшей нравственной формой эмпатии должен поощрять и тем самым
закреплять формирование у учащихся альтруистических переживаний, чувств
и действий." http://forum.neuroscience.ru/archive/index.php/t-3672.html http://mindblog.dericbownds.net/2009/07/empathetic-accuracy.html